Не пропусти новинки от Smart8.by!
Подпишись на рассылку новостей!
Автор статьи: Александр Кузьмин
Владелец интернет-магазина smart8.by
Персональный транспорт на электрической тяге комфортен, экологичен, экономит не только бюджет, но и время на дороге (особенно в час пик), поэтому он так популярен у жителей Беларуси. На дорогах с каждым новым сезоном его становится все больше. Но многие водители классических автомобилей и мотоциклов не скрывают своего неудовольствия в связи с их присутствием на магистралях и второстепенных дорогах.
Аргумент приводится такой: «Если водители экотранспорта решили быть полноправными участниками дорожного движения, для них должны существовать четкие правила, должна быть предусмотрена система штрафов». В первые годы после появления электросамокатов, электровелосипедов, электроскутеров и другого персонального транспорта вопросы ПДД для их водителей и безопасности других участников дорожного движения поднимались редко и обсуждались лишь вскользь, то рост популярности такого транспорта в последние годы вынудил задуматься об этом всерьез и расширить существовавшие ПДД.
О том, какие изменения были внесены в правила, и за какие нарушения велосипедисты могут быть оштрафованы, мы расскажем в этой статье. А также ответим на часто задаваемый вопрос: нужны ли права водителям электровелосипедов?
C осени 2022 года, после вступления в силу президентского указа №145 «О совершенствовании дорожного движения», в ПДД были внесены некоторые изменения. Так, появился новый термин — «средство персональной мобильности» (СПМ). К таким средствам отнесли электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другой транспорт на электрической тяге, которым активно пользуются пешеходы, за исключением электровелосипедов — они, как и обычные велосипеды, входят в группу транспортных средств.
СПМ фактически приравняли к пешеходам, т. е. для водителей средств персональной мобильности действуют ПДД для пешеходов, но в расширенном варианте: нельзя ехать быстрее 25 км/ч, движение должно осуществляться по велодорожке, а в случае ее отсутствия — по тротуару или обочине. Введено и возрастное ограничение: управлять СПМ могут люди, которым исполнилось 14 лет. Правда, из этого правила есть исключения: оно не распространяется на езду по придомовым территориям, пешеходным зонам.
Согласно редакции правил дорожного движения, актуальной с августа 2023 года, электровелосипед приравнивается к обычному велосипеду, если его мотор обладает мощностью не более 250W и максимальная скорость транспортного средства не превышает отметку в 25 км/ч.
Выдержка из ПДД РБ, актуальных в 2024 году:
2.5. велосипед, веломобиль (далее — велосипед) — транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колес и приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем, в частности при помощи педалей или рукояток. К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой;
Таким образом, велогибриды с двигателем, мощность которого выше 250W, способные развивать скорость выше 25 км/ч, относятся к категории мопедов. Для управления мопедами необходимо водительское удостоверение, хотя регистрировать в ГАИ такой транспорт не нужно. Соответственно, не придется пользоваться велодорожками и тротуарами, на «мопеде» следует ездить по обычным дорогам.
Но как именно на практике будут отличать «велосипеды» от «мопедов», остается вопросом открытым: единой базы, или перечня моделей с их характеристиками, не существует; да и производителями одна и та же модель электровелосипеда может выпускаться с разными характеристиками, в различных модификациях, предусматривать различные скоростные и мощностные параметры.
Согласно действующим в Республике Беларусь правилам дорожного движения, для велосипедистов введены следующие запреты:
Также на велосипеде запрещается перевозить пассажиров. Исключение составляют дети младше 7 лет. Для маленьких пассажиров должно быть установлено специальное детское велосипедное кресло, обязательно с приспособлением для фиксации ног. На ребенке во время движения должен быть велосипедный шлем. Без кресла и защиты перевозить детей также не разрешается.
Какая мера пресечения будет применена к нарушителям ПДД? Форма ответственности зависит от нескольких факторов:
был ли нарушитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
спровоцировало ли нарушение аварию, стало ли причиной травмы других участников движения.
Согласно данным, предоставленным заместителем начальника УГАИ МОБ ГУВД Мингорисполкома Денисом Ливановичем агентству Минск-новости, за 2023 год при помощи видеорегистраторов в столице Беларуси было выявлено 150 случаев пересечения дороги СПМ с превышением скорости и приблизительно столько же случаев пересечения дороги на красный свет, около 120 случаев других нарушений: езды в неположенном месте, отсутствия светоотражателей и световой оптики.
Количество нарушений (в сравнении со статистикой за 2022 год) возросло более, чем в 6 раз, что связано с ростом популярности персонального экотранспорта. С участием велосипедистов в 2023 году в Минске было зарегистрировано 59 происшествий, в 2022 году — 47.
Водители автомобилей и Госавтоинспекция единодушны: персональному экотранспорту на проезжей части появляться не стоит, т. к. повышается риск создания аварийной обстановки. Водителям автомобилей и общественного транспорта сложно оценить скорость движения СПМ, невозможно угадать мощность, скорость разгона, оценить маневренность моделей. Поэтому лучше руководствоваться актуальными ПДД и ездить на экотранспорте по велодорожкам и тротуарам.
Пока к категории мопедов отнесены только электровелосипеды с мощностью двигателя более 250 Вт и предельной скоростью более 25 км/ч, соответственно, к ним применимы иные требования, нежели к СПМ. Но ожидается, что в скором времени ПДД станут еще более точными и для других электрических транспортных средств большой мощности, и появится отдельный пункт об участии такого транспорта в дорожном движении на проезжей части.
Не так давно на дорогах был замечен электросамокат, двигавшийся со скоростью 75 км/ч, что было небезопасно ни для водителей автомобилей, ни для пешеходов, ни для самого владельца транспортного средства. На данный момент лучше таких инцидентов избегать и передвигаться с разрешенной скоростью по предусмотренным ПДД трассам.
Smart8.by будет следить за ситуацией в этой сфере и обновлять статью по мере поступления новостей.
Правила дорожного движения меняются и корректируются с учетом имеющегося опыта и новых дорожных ситуаций. Возможно, ПДД Беларуси в связи со стремительным развитием эко-направления в сфере транспорта также ждут изменения в недалеком будущем.
Закажите бесплатную консультацию и менеджер свяжется в течение 5 минут
Покровитель электрического транспорта и инновационных девайсов
Smart8.by – лучший интернет-магазин электрического транспорта и инновационных девайсов. Мы – официальный представитель известных торговых марок, как Eltreco, Volteco, Green City, Rutrike, Trike и др. На нашем сайте предложены самые лучшие модели и последние новинки в мире экотранспорта и гаджетов по доступной стоимости. Вся продукция полностью соответствует международным и белорусским стандартам качества.
Большой выбор электрического транспорта в каталоге: