+375показать номер
Магазин:
+375 (33) 316-00-66
+375 (29) 316-00-66

Оптовый отдел:
+375 (29) 326-00-66

Сервисный центр:
+375 (29) 987-08-83

Нужны ли права на электроскутер, электросамокат, электровелосипед и другой электротранспорт в Беларуси в 2024 году

Автор статьи: Александр Кузьмин

Владелец интернет-магазина smart8.by

Персональный транспорт на электрической тяге комфортен, экологичен, экономит не только бюджет, но и время на дороге (особенно в час пик), поэтому он так популярен у жителей Беларуси. На дорогах с каждым новым сезоном его становится все больше. Но многие водители классических автомобилей и мотоциклов не скрывают своего неудовольствия в связи с их присутствием на магистралях и второстепенных дорогах.

Аргумент приводится такой: «Если водители экотранспорта решили быть полноправными участниками дорожного движения, для них должны существовать четкие правила, должна быть предусмотрена система штрафов». В первые годы после появления электросамокатов, электровелосипедов, электроскутеров и другого персонального транспорта вопросы ПДД для их водителей и безопасности других участников дорожного движения поднимались редко и обсуждались лишь вскользь, то рост популярности такого транспорта в последние годы вынудил задуматься об этом всерьез и расширить существовавшие ПДД.

О том, какие изменения были внесены в правила, и за какие нарушения велосипедисты могут быть оштрафованы, мы расскажем в этой статье. А также ответим на часто задаваемый вопрос: нужны ли права водителям электровелосипедов?

электровелосипед smart8скутер kugooэлектросамокат

Как изменились правила дорожного движения в Беларуси

C осени 2022 года, после вступления в силу президентского указа №145 «О совершенствовании дорожного движения», в ПДД были внесены некоторые изменения. Так, появился новый термин — «средство персональной мобильности» (СПМ). К таким средствам отнесли электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другой транспорт на электрической тяге, которым активно пользуются пешеходы, за исключением электровелосипедов — они, как и обычные велосипеды, входят в группу транспортных средств.

СПМ фактически приравняли к пешеходам, т. е. для водителей средств персональной мобильности действуют ПДД для пешеходов, но в расширенном варианте: нельзя ехать быстрее 25 км/ч, движение должно осуществляться по велодорожке, а в случае ее отсутствия — по тротуару или обочине. Введено и возрастное ограничение: управлять СПМ могут люди, которым исполнилось 14 лет. Правда, из этого правила есть исключения: оно не распространяется на езду по придомовым территориям, пешеходным зонам.

Нужны ли права на управление электровелосипедом в 2024 году?

Согласно редакции правил дорожного движения, актуальной с августа 2023 года, электровелосипед приравнивается к обычному велосипеду, если его мотор обладает мощностью не более 250W и максимальная скорость транспортного средства не превышает отметку в 25 км/ч.

Выдержка из ПДД РБ, актуальных в 2024 году:

2.5. велосипед, веломобиль (далее — велосипед) — транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колес и приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем, в частности при помощи педалей или рукояток. К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой;

Таким образом, велогибриды с двигателем, мощность которого выше 250W, способные развивать скорость выше 25 км/ч, относятся к категории мопедов. Для управления мопедами необходимо водительское удостоверение, хотя регистрировать в ГАИ такой транспорт не нужно. Соответственно, не придется пользоваться велодорожками и тротуарами, на «мопеде» следует ездить по обычным дорогам.

Но как именно на практике будут отличать «велосипеды» от «мопедов», остается вопросом открытым: единой базы, или перечня моделей с их характеристиками, не существует; да и производителями одна и та же модель электровелосипеда может выпускаться с разными характеристиками, в различных модификациях, предусматривать различные скоростные и мощностные параметры.

За что велосипедиста могут оштрафовать?

Согласно действующим в Республике Беларусь правилам дорожного движения, для велосипедистов введены следующие запреты:

  • на использование неисправных транспортных средств (особенно тщательно нужно проверять работу тормозной системы, исправность руля);
  • на езду в темное время суток на велосипедах с отсутствующими или неисправными фонарями и светоотражателями;
  • на управление СПМ или велогибридом детьми младше 14 лет (за исключением описанных выше случаев);
  • на езду по автомагистралям;
  • на левый поворот, выполнение разворота на многополосной дороге, на участке дороги с трамвайными путями;
  • на езду со скоростью выше 25 км/ч;
  • на езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; а также под воздействием лекарственных препаратов, снижающих концентрацию внимания; при плохом самочувствии;
  • запрещается отвлекаться на телефон и другие гаджеты во время движения;
  • запрещается во время езды не держаться за руль и не держать ноги на педалях;
  • не разрешается пользоваться велосипедом при неблагоприятных погодных условиях — в случае гололедицы и снегопада;
  • не разрешается буксировать велосипед велосипедом (могут использоваться только заводские велосипедные прицепы);
  • не разрешается транспортировать грузы, препятствующие качественному управлению велосипедом; грузы с большими габаритами — выступающие за пределы транспортного средства более, чем на полметра назад, вправо или влево.

Также на велосипеде запрещается перевозить пассажиров. Исключение составляют дети младше 7 лет. Для маленьких пассажиров должно быть установлено специальное детское велосипедное кресло, обязательно с приспособлением для фиксации ног. На ребенке во время движения должен быть велосипедный шлем. Без кресла и защиты перевозить детей также не разрешается.

Система штрафов

Какая мера пресечения будет применена к нарушителям ПДД? Форма ответственности зависит от нескольких факторов:

был ли нарушитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

спровоцировало ли нарушение аварию, стало ли причиной травмы других участников движения.

  • Так, за нарушение ПДД в трезвом состоянии, если инцидент не стал причиной аварии и нет пострадавших, предусмотрен штраф от одной до трех базовых величин или предупреждение.
  • Если нарушитель правил дорожного движения был нетрезв, размер штрафа иной — от трех до пяти базовых величин. Такой же штраф предусмотрен, если водитель СПМ или электровелосипеда отказался проходить тест на наличие опьянения.
  • Если в результате нарушения на дороге создалась аварийная обстановка, размер штрафа будет варьироваться от трех до восьми базовых величин.
  • Если же нарушение привело к легкой травме или повреждению имущества пострадавшего, виновника ДТП могут оштрафовать на 5-25 базовых величин. Такой же штраф грозит нарушителю, покинувшему место происшествия.
  • Признание нарушителем вины, как правило, позволяет получить наименьший из возможных штраф.
  • Конфискация велосипеда за нарушение ПДД законом не предусмотрена, даже если велосипедист находился в нетрезвом состоянии.
  • Формально происшествие с участием велосипедиста и пешехода не считается ДТП, так что в подобных случаях необходимо вызывать милицию, а не инспекторов ГАИ.
  • Базовая величина на май 2024 года составляет 40 рублей — 12,2 долларов США.

Немного статистики

Согласно данным, предоставленным заместителем начальника УГАИ МОБ ГУВД Мингорисполкома Денисом Ливановичем агентству Минск-новости, за 2023 год при помощи видеорегистраторов в столице Беларуси было выявлено 150 случаев пересечения дороги СПМ с превышением скорости и приблизительно столько же случаев пересечения дороги на красный свет, около 120 случаев других нарушений: езды в неположенном месте, отсутствия светоотражателей и световой оптики.

Количество нарушений (в сравнении со статистикой за 2022 год) возросло более, чем в 6 раз, что связано с ростом популярности персонального экотранспорта. С участием велосипедистов в 2023 году в Минске было зарегистрировано 59 происшествий, в 2022 году — 47.

СПМ на проезжей части

Водители автомобилей и Госавтоинспекция единодушны: персональному экотранспорту на проезжей части появляться не стоит, т. к. повышается риск создания аварийной обстановки. Водителям автомобилей и общественного транспорта сложно оценить скорость движения СПМ, невозможно угадать мощность, скорость разгона, оценить маневренность моделей. Поэтому лучше руководствоваться актуальными ПДД и ездить на экотранспорте по велодорожкам и тротуарам.

Пока к категории мопедов отнесены только электровелосипеды с мощностью двигателя более 250 Вт и предельной скоростью более 25 км/ч, соответственно, к ним применимы иные требования, нежели к СПМ. Но ожидается, что в скором времени ПДД станут еще более точными и для других электрических транспортных средств большой мощности, и появится отдельный пункт об участии такого транспорта в дорожном движении на проезжей части.

Не так давно на дорогах был замечен электросамокат, двигавшийся со скоростью 75 км/ч, что было небезопасно ни для водителей автомобилей, ни для пешеходов, ни для самого владельца транспортного средства. На данный момент лучше таких инцидентов избегать и передвигаться с разрешенной скоростью по предусмотренным ПДД трассам.

Smart8.by будет следить за ситуацией в этой сфере и обновлять статью по мере поступления новостей.

Правила дорожного движения меняются и корректируются с учетом имеющегося опыта и новых дорожных ситуаций. Возможно, ПДД Беларуси в связи со стремительным развитием эко-направления в сфере транспорта также ждут изменения в недалеком будущем.

 

Акция - 13 %
Электровелосипед GT V6 Pro 20 Ah
2480 р.2849 р.

Экономия - 369 р.

Отзыв на <?php echo $product['name']; ?>
В корзину
Акция - 14 %
Хит продаж
Электровелосипед Minako V8 Pro
2549 р.2970 р.

Экономия - 421 р.

Отзыв на <?php echo $product['name']; ?>
В корзину
Акция - 7 %
Хит продаж
Электрический трицикл Izh-Bike Farmer 24 (Иж-Байк Фермер)
Акция - 6 %
Хит продаж
3 Подарка
Электровелосипед GREEN CITY e-ALFA new
2910 р.3100 р.

Экономия - 190 р.

Отзыв на <?php echo $product['name']; ?>
В корзину
Акция - 8 %
3 Подарка
Электровелосипед Green City E Alfa Fat
3330 р.3610 р.

Экономия - 280 р.

Отзыв на <?php echo $product['name']; ?>
В корзину
Акция - 4 %
Электровелосипед Minako F11
3439 р.3600 р.

Экономия - 161 р.

Отзыв на <?php echo $product['name']; ?>
В корзину
Акция - 14 %
Электротрицикл GREEN CITY e-ALFA Trike
4440 р.5160 р.

Экономия - 720 р.

Отзыв на <?php echo $product['name']; ?>
В корзину
Акция - 19 %
Трехколесный электровелосипед Eltreco Porter Fat 500
Новинка
Велогибрид Eltreco BRO 750
Сложно сделать выбор?

Закажите бесплатную консультацию и менеджер свяжется в течение 5 минут

formchel
Александр Кузьмин

Покровитель электрического транспорта и инновационных девайсов

pokrovitel

Smart8.by – лучший интернет-магазин электрического транспорта и инновационных девайсов. Мы – официальный представитель известных торговых марок, как Eltreco, Volteco, Green City, Rutrike, Trike и др. На нашем сайте предложены самые лучшие модели и последние новинки в мире экотранспорта и гаджетов по доступной стоимости. Вся продукция полностью соответствует международным и белорусским стандартам качества.

Не пропусти новинки от Smart8.by!

Подпишись на рассылку новостей!